09 декабря 2021, 11:52

В бункере Жукова

«Объект А» находится на территории санатория «Волга». Его строили для руководящего состава Красной армии, но он так и не пригодился. Какое-то время бункер был заброшен, его затапливало. Потом воду откачали, а объект привели в порядок и начали водить туда экскурсии.

Бункер Жукова начали строить одновременно с бункером Сталина и Радиоцентром в Новосемейкино в 1941 году. 1 200 сотрудников Управления особого строительства НКВД закончили основные работы за четыре месяца. Дополнительные продолжались ещё некоторое время. Строительство второпях не всегда устраивало советское командование. Например, не нравилась отделка залов и количество рабочих комнат. Во время Второй мировой войны объект так и не использовали по назначению. 

С 1948 до 1974 года бункер работал как заглубленный командный пункт ПВО. Здесь проводили учения и совещания. Потом объект постепенно забросили. Местные жители пытались хранить в бункере продукты. В 1990-х годах его перестали охранять и внутрь начали проникать все желающие: дайверы, диггеры, историки, подростки. Но чаще всего - вандалы и искатели металла. Бункер стал постепенно затапливаться. Вода размыла весь паркет, который лежал в оперативных залах - остались лишь его фрагменты. 

В 2017 году сотрудники санатория «Волга» откачали воду, которой было «по грудь», закрыли входы, убрали мусор и начали водить сюда экскурсии. Но сейчас бункер временно закрыт для посетителей из-за аварийной лестницы. Нас на неё не пустили и провели через другой вход.

ВИП-дача со входом в бункер и плитка из Германии

В бункер можно зайти с нескольких сторон. Один из входов - с со стороны дачи Сурошникова (Курлиной) - сейчас ВИП-корпуса санатория «Волга». Дачу построили в 1910 году. Здание - объект культурного наследия. Летом 1941 года здесь жила дочь Иосифа Сталина Светлана Аллилуева. Спустя 20 лет несколько дней перед первым полётом в космос здесь провёл Юрий Гагарин.

Напротив дачи находится второй вход в бункер. Во время войны его скрывало деревянное строение, внутри которого сидел дежурный. Со временем постройка развалилась, и вход был открыт. Сейчас здесь возвели кирпичный «сарай» с железной дверью. Вокруг колючая проволока - защита от диггеров.

Третий вход в бункер Жукова - на берегу Волги. Попасть внутрь можно через помещение, которое когда-то предназначалось для связистов.

Проект строительства предполагал, что с дачи Сурошникова и со входа напротив в бункер можно будет спускаться по лестницам и на лифтах. Здесь построили две шахты, в потолок «зашили» подъёмные механизмы. В итоге лифтовую кабину установили только со стороны дачи. 

Лифт уже давно не работает. Мы спускаемся по лестнице. Бункер уходит вниз на 28 метров. Это высота девятиэтажного дома. На входе в основные коридоры стоят гермозатворы - массивные железные двери весом 500 килограммов. Они должны были изолировать отсеки бункера во время бомбардировок.

Также на входе под дачей видим противовзрывную мембрану. Это железный лист на петлях, который опускается под действием взрывной волны. Она его «захлопывает» и таким образом гасится. Остатки взрывной волны попадают в пустую камеру за мембраной.

Коридоры бункера имеют Т-образную форму. Такая конструкция нужна была для рассеивания взрывной волны.

Внизу - технические помещения, оперативные залы для совещаний, туалеты. Есть комната с заржавевшими кроватями. В небольшом помещении примерно в шесть квадратных метров когда-то сидел дежурный, в 1990-е годы здесь даже стоял стол. В каких-то помещениях остались фильтры для очистки воздуха на случай газовой атаки.
На полу лежат остатки ржавого двигателя, под потолком - части деревянных карнизов, скрывающих проводку.

Проектировщики предусмотрели специальное помещение для отвода подземных вод, откуда их откачивали по мере необходимости.

В главном оперативном зале под потолком можно увидеть остатки лепнины. Часть зала восстановили, уложили паркет из остатков старого покрытия, но по другому рисунку: раньше он был ёлочкой, теперь - квадратами. Стену покрасили в тот же цвет, который был у неё при строительстве. На стене - старый советский телефон. Ещё в 1990-е годы здесь висела люстра, которая, как и всё остальное, исчезла.

В генераторной стоит самый старый экспонат бункера - генератор 1940-х годов от трактора «Сталинец». Его использовали для выработки электричества.

В одном из туалетов при ремонте сотрудники санатория сделали неожиданное открытие. На стене, на месте отколовшейся плитки обнаружили отпечатавшуюся надпись на французском языке «Привезено из Германии».

При строительстве спортбазы на территории санатория засыпали часть бункера. Там находился один из эвакуационных выходов. 

Фото: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    PromoB2

    Рекомендуемое

    Мельница Марковых - музей в четыре этажа
    03 января 2022, 11:11
    Мельница Марковых - музей в четыре этажа

    Это один из самых известных туристических объектов севера Самарской области. Бывшая мельница Марковых находится в Челно-Вершинском районе. Если вы хотите интересно провести время, увидеть дореволюционные ковры, пианино, другие редкие экспонаты, то вам сюда.

    Якобы усадьба Генко
    30 ноября 2021, 15:46
    Якобы усадьба Генко

    Недалеко от села Шилан в Красноярском районе есть так называемая барская усадьба. Кто-то называет её усадьбой Генко - известного в прошлом учёного-лесовода. А местные жители окрестили это место питомником. Информации об усадьбе немного. Рассказываем, что стало известно нам и как её найти в лесу, которому больше ста лет.

    «Армия мертвецов» – вредно для мозгов?
    10 июня 2021, 12:41
    «Армия мертвецов» – вредно для мозгов?

    «Что может пойти не так?», - думал я, готовясь к просмотру новинки от режиссера Зака Снайдера. Каждый раз, когда некие уважаемые мною киноделы выпускают свой очередной хит, я упрямо продолжаю задавать себе этот вопрос. Так и в случае с «Армией мертвецов»...

    Мозаики Самары о городе и Волге
    29 ноября 2021, 13:04
    Мозаики Самары о городе и Волге

    Что такое Самара? Город с четырёхсотлетней историей? «Русский Чикаго»? Промышленный Куйбышев? Хлебная, «запасная», космическая столица? Город-курорт? Все местные смыслы нашли своё отражение в монументальном искусстве. На мозаиках 1950-1990-х годов встречаются изображения знаковых для города объектов и речная тема - неотъемлемая часть волжской идентичности.